Однажды к Будде подошел человек и сказал: «О, великий учитель, я слышал, ты много всего знаешь. Открой мне истину!». Человек был богатый, из очень состоятельного царского рода. Будда посмотрел на него и сказал: «Я тебе ничего не скажу».
«Почему?», — очень удивился человек. Он думал, что поскольку он — богатый, а все эти садху ищут богатых последователей, поэтому отказа в его просьбе не должно было быть. Будда ответил: «Потому что ты все равно ничего не услышишь. Я могу сказать, но ты ничего не услышишь».
И Будда объяснил, что есть четыре категории слушателей. Первые подобны дырявому горшку. Они слушают, и в одно ухо входит, а в другое выходит. И ничего внутри не задерживается. Их сознание как дырявый горшок: сколько туда ни лей, все будет вытекать.
Вторые подобны целому, без дырок, но повернутому вверх дном горшку. И сколько в него не лей, тоже ничего не вольется, потому что поставлен заслон. Человек, который слушает, может поставить заслон, некий блок в своем сознании. Таким блоком является гордыня, все слова отскакивают от нее: «Кто ты такой, чтобы мне говорить? Я лучше знаю…». И Будда сравнил таких слушателей с горшком, который перевернут вверх дном.
Есть третья категория слушателей, чье сознание тоже подобно горшку. И там нет дырок, и он повернут вверх горлышком. Туда можно налить воду, но, к сожалению, там внутри очень много мусора. И когда наливаешь воду в горшок, где много мусора, что с водой случится? Вода станет гнилой. Сколько ни лей туда воду, она все равно просто будет гнить, потому что там уже есть мусор. Будда сказал: «Ты относишься именно к этой категории, поэтому я тебе не стану ничего говорить».
Разумеется, есть четвертая, идеальная категория. Это люди, которые готовы услышать и не просто услышать, а принять. Они готовы сделать так, чтобы то, что они услышали, поменяло их жизнь, направило их в нужном направлении.
Комментарий:
Иногда можно слушать, но не слышать. Слушать — это внимательно принимать знание, которое сможет изменить жизнь к лучшему и дать очередной толчок к самосовершенствованию! Таких людей, жаждущих учится духовной науке, «Бхагавад-гита» (6,44) называет джиджнасух.